Исаакиевский собор в XX веке: Проблемы сохранения и реставрации
Исаакиевский собор – уникальный памятник европейской архитектуры и монументально-декоративного искусства середины XIX века. Одно из крупнейших купольных сооружений Европы, здание, фасады которого украшены 112 монолитными колоннами, а интерьеры – росписями, мозаиками и скульптурой, представляет несомненный интерес и с архитектурно-художественной, и с инженерно-технической точек зрения. Однако ещё в период строительства физическое состояние собора стало вызывать опасения, те или иные ремонтно-реставрационные работы проводились и во второй половине XIX столетия, и в начале XX. Весьма острыми проблемы сохранения и реставрации памятника стали после революции 1917 года.
Широкий круг вопросов истории собора в советское время может быть сведён в отношении истории его сохранения к двум основным группам проблем: к собственно реставрационным проблемам (оценка технического состояния здания, поиск форм и источников финансирования и т.п.) и к проблемам интерпретации и репрезентации памятника. Освящённый в честь Исаакия Далматского, считавшегося небесным покровителем Петра I, собор до революции был символом российской монархии, символом империи и имперского Петербурга. На протяжении 1920-х – 1950-х гг. предпринимаются попытки предложить новую интерпретацию памятника, трансформировать его символическое значение. Проблемы ремонта и реставрации и проблемы интерпретации и репрезентации собора оказывались тесно связаны. В ходе лекции предполагается рассмотреть эти проблемы и возможные пути их решения в различные периоды: в 1920-е годы (проблема музеефикации памятника), в 1930-е годы (антирелигиозный профиль музея), в годы Великой Отечественной войны (завершение трансформации символического значения памятника), во второй половине 1940-х – 1950-х годов (проблема реконструкции здания).
В центре внимания будут не столько довольно абстрактно представляемые ныне советские государственные учреждения первой половины XX века, сколько люди, сотрудники реставрационных организаций, профессиональные архитекторы, взгляды которых, реконструируемые на основе архивных документов, напрямую влияли на состояние и восприятие Исаакиевского собора.