Коттедж Александрии

В середине XVIII века увлечение Средневековьем, связанное с началом романтического движения в Англии, быстро распространилось по всему миру и дало жизнь новому стилю – неоготике. Коттедж – главная постройка парка "Александрия" – выполнен именно в этом стиле.

Во время экскурсии мы увидим построенный неподалеку от парадного Петергофа "сельский домик" в духе английских загородных вилл. Он создавался для Александры Федоровны, любимой жены царя, которая не выносила помпезных парадных интерьеров, и стал личным, интимным пространством императорской семьи, ворота которого были закрыты для посторонних.

Здание получилось необычным для своего времени. Со всех сторон его окружают балконы, террасы с ажурной чугунной аркадой, увитой зеленью. За плоскости стен выступают окна-эркеры с переплетом в виде стрельчатых арок. Перед живописным домом расположен очаровательный садик. Герб "Александрии", придуманный по просьбе Николая I поэтом В. А. Жуковским, изображал синий геральдический щит с рыцарским мечом, пропущенным через венок белых роз. Жуковский придумал и девиз: "За веру, царя и отечество". Этот герб изображен на фасадах дворца, в интерьерах и на многих вещах, которые и по сей день хранятся в Коттедже.

В начале сороковых годов XIX века архитектор А. И. Штакеншнейдер пристроил к Коттеджу столовую с открытой террасой, украшенной изящным мраморным фонтаном, выполненным Фелицией де Фово. В нише северной стены дворца находится скульптура "Мадонна с младенцем" работы И. П. Витали. Коттедж интересен и многочисленными семейными реликвиями, хранящими память о своих владельцах и об исторических событиях эпохи. В стену вестибюля вмонтирован камень с вензелем турецкого султана, привезенный Николаем I из Варны, в штурме которой он принимал участие. Серебряная люстра в Большой приемной была подарком к серебряной свадьбе супругов от немецких родственников императрицы. О том, что семья занимала важное место в жизни императора, напоминают скульптурные портреты супруги и детей в его Кабинете.

Коттедж – уникальный памятник эпохи романтизма, сохранившийся до наших дней без перестроек и более поздних наслоений. Интерьеры дворца, наполненные подлинными вещами, воскрешают атмосферу семейного уюта и тепла. По собственному выражению Николая I, он хотел быть здесь не императором, а "мужем петергофской помещицы", а его супруга Александра Федоровна признавалась, что здесь она "была счастлива, как нигде больше".

Совместно с "Союзом реставраторов Санкт-Петербурга