Статуя Екатерины II в жизни Гончаровых, Бердов и Пушкина

Цикл «”МЕДНАЯ БАБУШКА”: История бронзовой скульптуры Екатерины II»

Искусствовед, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств Валентин Черненко проанализировал более сотни источников: архивные документы, публикации в печати, переписку А.С. Пушкина, литературу о поэте и работы предшествующих исследователей. Итогом научного поиска стала объективная история статуи Екатерины II, которая началась от заказа бронзовой скульптуры немецким мастерам и завершилась в основанном императрицей Екатеринославе. Между этими событиями было изготовление статуи в Берлине, дальнейшее ее пребывание в России – имении Гончаровых Полотняный Завод, «переезд» в Санкт-Петербург – к Пушкиным и на завод Берда.

Кем предстанет перед нами скульптура Екатерины Великой? Это и несостоявшийся памятник императрице, поддерживавшей полотняно-парусное и бумагоделательное производства А.А. Гончарова. И собственность первого поэта России (приданое Натальи Гончаровой). Неслучившийся памятник «царскосельской Минерве». Произведение европейского литейного искусства – своеобразный камертон литейщиков петербургского завода К.Н. и Ф.К. Бердов. Наконец, памятник основательнице города, где «медная бабушка» продолжит путешествовать, и, сменив три пьедестала, пережив революционный ужас, будет «депортирована» на родину.