Экскурсию "Демоны и ангелы" посетили потомки Александра Лишневского

17.07.2019

Экскурсию проекта «Демоны и ангелы», посвященную творчеству Александра Лишневского, посетили потомки архитектора – Елена Турковская (правнучка дочери архитектора Надежды) и Вера Травина (внучка его старшей дочери Веры). Вместе с остальными экскурсантами они с интересом осмотрели дома, построенные по проектам их прославленного предка. Увидели украшенный чертенятами подъезд доходного дома на углу Прядильного и Люблинского переулков, когда-то принадлежавший Елизавете Рыбиной, – жене потомственного почетного гражданина, подрядчика строительных работ Федора Матвеевича Рыбина. Полюбовались на причудливый декор дома на углу Лиговского проспекта и Свечного переулка. Зашли во двор дома Иофа у Пяти углов и изучили конфигурацию окон и лестничных пролетов. Услышали рассказ Александра Чепеля об архитектуре и истории создания дома, а заодно пригляделись к очертанию неба, ограниченного закрытым двором здания и решили, что его силуэт напоминает кошачью мордочку. Как заметила Елена Турковская, к котам Лишневский относился благосклонно, а уж совпадение или нет этот небесный силуэт, пусть останется загадкой архитектора. С особым волнением Елена Александровна и Вера Георгиевна слушали ту часть экскурсии, которая посвящена Дому городских учреждений.

«Когда я была маленькая, родители меня привели в этот двор и рассказали, что здание построил мой прапрадед – Александр Лишневский. Я помню, с каким восторгом смотрела на фасады, изучала горельефы, особенно мне нравились летучие мышки», - рассказала Елена Александровна.

Откуда у Александра Львовича такая тяга к всякой нечисти? Этот вопрос, наверное, интересует многих историков архитектуры. Елена Турковская считает, что такой интерес связан с украинским фольклором, ведь Александр Львович родился в Херсоне. А в украинском фольклоре черти, ведьмы, летучие мыши – основные персонажи нечистой силы. Причем чертенята там и злые духи, и проказники-домовики. Гостьи экскурсии рассказали, что никто из детей и внуков не продолжил дело Александра Львовича, но многие члены династии хорошо рисуют. Так, старшая дочь Лишневского Вера Александровна служила художником по костюмерной части в Александринском театре, затем заведующей художественной частью театра и консультантом по гриму. Сын Александра Львовича - Глеб был художником.

«Моя мама – внучка Александра Лишневского, рассказывала, что мой прадедушка работал круглыми сутками, - рассказала нам Вера Георгиевна. – После смерти Веры Александровны, скончавшейся от болезни в 35 лет, мама жила с дедом. По ее словам, в доме был культ главы семьи. Когда Александр Львович отдыхал в гостиной, а это была проходная комната, все боялись его потревожить и старались не заходить в нее. В советское время он часто участвовал в конкурсах на строительство. Эти проекты выставлялись под девизами. В их составлении участвовала вся семья».

Наши участники воспользовались возможностью узнать из первых уст и о развитии нашумевшей истории с горельефом Мефистофеля, которого варварски сбили с фасада дома Лишневского по Лахтинской улице в 2015 году. Елена Турковская, которая входит в инициативную группу по спасению этого объекта культурного наследия, рассказала, что пока новости неутешительные. Останки Мефистофеля по-прежнему находятся в заточении на складе вещдоков ГУ МВД Петроградского района. Несмотря на то, что участники инициативной группы смогли оперативно собрать необходимые подписи собственников дома по Лахтинской улице на согласие по проведению работ, КГИОП дал разрешение на реставрацию горельефа одной из фирм, взаимодействия между компанией и активистами не получилось. Смету потенциальный подрядчик так и не представил, работы так и не начались. В настоящее время городские власти рекомендуют дождаться восстановления Мефистофеля в рамках планового капремонта фасада дома, намеченного на 2023 год. Вопрос в том, как долго могут оставаться в полиции части сбитого горельефа, не продолжится ли их разрушение?