На пути сохранения памятников деревянного зодчества
Одна из острых тем охраны культурного наследия в Петербурге – сохранение и приспособление для современного использования памятников деревянного зодчества. В последние два года городские власти активно обсуждают пути решения этой проблемы. СПБ ГО ВООПИиК активно поддерживает стремление сохранить и дать новую жизнь этим уникальным постройкам. В третьем сезоне проекта «Открытый город» историческим деревянным постройкам также уделено особое внимание. Некоторые из них войдут в экскурсионную программу проекта.
В преддверии цикла экскурсий по памятникам деревянного зодчества на проекте «Открытый город» состоялась лекция Бориса Матвеева, посвященная проблеме сохранения дачной архитектуры периода модерна.
Долгое время Борис Михайлович работал в КГИОП, является членом Совета «ИКОМОС Санкт-Петербург». До этого в 1983-1995 годах работал в Специальном научно-производственном объединении «Реставратор» и в проектном институте «Ленпроектреставрация». Автор фундаментальных историко-архивных исследований и научно-методических разработок к проектам реставрации, научных статей и научно-популярных книг по истории многих известных памятников Санкт-Петербурга и пригородов.
Особое внимание на лекции было уделено деревянным дачам в Курортном районе. В начале 2000 годов в Сестрорецке насчитывалось 33 деревянных дома, включенных в утвержденный в 2001 году перечень вновь выявленных объектов культурного наследия, и еще несколько домов, ранее получивших статус памятников архитектуры федерального или регионального значения. К сожалению, на сегодняшний момент многие из них стали жертвами пожаров, либо разрушаются от естественных причин. На сегодняшний день десять из них уже утрачены. Еще около десяти перестроены заново.
Как рассказал Борис Михайлович, основная проблема таких построек состоит в том, что их чрезвычайно сложно адаптировать под современные нужды собственников или арендаторов. Бывшие дореволюционные дачи, приспособленные в 1920-х годах под коммунальное жилье или учреждения здравоохранения, а в 1990-х брошенные на произвол судьбы, просуществовали более ста лет без капитального ремонта, доведены до крайней ветхости и не отвечают современным эксплуатационным требованиям. В них, что называется, и жить не будешь, и работать неудобно. Единственный выход спасти целый пласт архитектурного наследия от полной утраты, по мнению Матвеева, состоит в том, чтобы на законодательном уровне разрешить реконструкцию таких строений.
- Два-три дома из уцелевших еще можно сохранить в подлинных материалах традиционными методами реставрации. Остальные дома необходимо восстанавливать, пусть и с использованием современных материалов. В данном случае речь идет не об объектной охране, а о сохранении хотя бы нескольких фрагментов исторической городской среды, принимая во внимание тот печальный факт, что на большей части территории Сестрорецка она уже необратимо изменилась. Для этого Федеральный Закон об охране объектов культурного наследия нужно дополнить термином «реконструкция», как он понимается в Европе, то есть как «восстановление»: полное или частичное, - рассказал Борис Михайлович после лекции.
- А как можно использовать те дома, которые дошли до нас в своем неизменном виде?
- Конечно, в идеале такие постройки должны отвечать своей первоначальной функции и оставаться жилыми. Но надо искать разные варианты.
- Целесообразно ли создать музей исторического бытования на этих дачах?
- Почему нет? Но опять встает вопрос: кто будет заниматься этим музеем, из чьих средств станет осуществляться его финансирование? А сама идея хорошая и нужная.
-Как Вы сами заинтересовались именно объектами деревянного зодчества?
- В конце 90-х годов, еще до работы в КГИОП мне предложили участвовать в комиссии, которая проводила инвентаризацию исторической застройки в Курортном районе. Обойдя пешком почти все населенные пункты, расположенные вдоль побережья Финского залива от поселка Молодежное до поселка Горское, я и открыл для себя эти уникальные памятники архитектуры конца XIX – начала XX века