Петербуржцам рассказали о тайнах реставрации уникальных объектов Санкт-Петербурга
02.07.2018
Проект «Открытый город» совместно с Союзом Реставраторов Санкт-Петербурга и КГИОП провел серию экскурсий в рамках Недели реставрации.
Второй год подряд накануне Дня реставратора, который отмечается в России 1 июля, ведущие реставраторы и специалисты КГИОП в рамках проекта «Открытый город» проводят для горожан уникальные экскурсии по реставрационным объектам Санкт-Петербурга. Участники «Открытого города» заглянули под купол Исаакиевского собора, поднялись на звонницу Смольного собора, увидели, как проходит реставрация дачи Громова, Аничкова дворца и комплекса «Новая Голландия», смогли спуститься в подвалы Казанского собора, первыми побывали в парадных залах Константиновского военного училища после проведенных там восстановительных работ.
Во время экскурсии в Исаакиевском соборе, наши участники смогли подняться на балюстраду и полюбоваться видом на Санкт-Петербург с высоты 63 метров, увидеть вблизи знаменитых ангелов, окружающих фасад. Экскурсанты посмотрели, как проходят реставрационные работы и даже подержали в руках пробковый лист, которым утепляют купол собора. Как рассказал реставратор Петр Щедрин, с помощью пробки купола зданий утепляли еще сто лет назад. Не изменилась и технология изготовления пробкового листа – кору перемалывают, а потом под высокой температурой спекают и сдавливают под прессом.
Одна из главных задач реставраторов – по возможности максимально сохранить даже мельчайшие исторические фрагменты тех объектов, на которых они работают. Экскурсанты, например, узнали, что при реставрации комплекса исторических построек Новой Голландии сначала была проведена фотофиксация каждого кирпича, чтобы в процессе работ все элементы оказались на своем историческом месте. Вместо утерянных фрагментов использовались не современные материалы, а кирпич того же исторического периода, в который возводилось то или иное здание Новой Голландии.
Специалисты, работающие над реконструкцией обшивки уникального памятника деревянного зодчества - дачи Громова, также стараются максимально сохранить первоначальный сруб. Как рассказал участникам проекта реставратор Алексей Петров, в процессе реставрации сохранится порядка 70% исторической обшивки. Сильно пораженные фрагменты древесины аккуратно «латают», очищают от грибка и древоточцев и обрабатывают специальными препаратами, препятствующими повторному возникновению вредителей и плесени. Небольшие трещины заполняют так, как это было принято в XIX веке – войлоком и паклей.
После реставрации дача Громова обретет и исторические виражи на окнах первого этажа.
Сам Лопухинский сад, где находится дача Громова, также является памятником истории и культуры. Уникальный памятник ландшафтной архитектуры начала XIX века всегда был излюбленным местом отдыха жителей Петроградской стороны. Однако в начале 2000-х годов часть сада чуть было не отдали под строительство апарт-отеля. Понадобилось более десяти лет, чтобы градозащитники при активном участии Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры смогли добиться охранного статуса для всей территории Лопухинского сада.
Во время экскурсий в рамках Недели реставрации участники проекта узнали, что иногда в процессе реставрационных работ случаются и настоящие чудеса. Так, в Аничковом дворце в одном из кабинетов супруги Александра III императрицы Марии Федоровны под руками специалистов расцвели розы. В декоре стен, плафона потолка, фриза, дверных проемов под слоем белой краски, нанесенной в советский период, оказались гирлянды прекрасных розовых цветов. Приятные открытия ждали реставраторов и в Константиновском военном училище. В Георгиевском зале они сумели раскрыть живопись более раннего периода, предположительно XVIII века. Еще больший сюрприз ждал специалистов при реставрации потолка коридора. Здесь, под бетоном, чудом уцелел исторический живописный плафон, переживший пожары, сильно повредившие здание. Реставраторы решили сохранить этот кусочек истории для потомков, причем так укрепили и расчистили декор потолка, что непросвещенному обывателю кажется, что этот фрагмент обнаружили прямо сейчас.
Главный реставратор Казанского собора Марк Коляда показал участникам проекта «Открытый город», как проходила реставрация подвалов и чердака этого уникального сооружения. В ходе работ была отреставрирована гранитная облицовка цоколя церкви и подиума колоннад с проездными арками, выведены из аварийного – разрушенного состояния все балясины балюстрады над колоннадами, сейчас решается вопрос о цветовом их облике и консервации камня.
Всего в рамках Недели реставрации петербуржцы с 26 по 29 июня побывали на 13 экскурсиях проекта «Открытый город» по 8 реставрационным объектам Санкт-Петербурга.
Второй год подряд накануне Дня реставратора, который отмечается в России 1 июля, ведущие реставраторы и специалисты КГИОП в рамках проекта «Открытый город» проводят для горожан уникальные экскурсии по реставрационным объектам Санкт-Петербурга. Участники «Открытого города» заглянули под купол Исаакиевского собора, поднялись на звонницу Смольного собора, увидели, как проходит реставрация дачи Громова, Аничкова дворца и комплекса «Новая Голландия», смогли спуститься в подвалы Казанского собора, первыми побывали в парадных залах Константиновского военного училища после проведенных там восстановительных работ.
Во время экскурсии в Исаакиевском соборе, наши участники смогли подняться на балюстраду и полюбоваться видом на Санкт-Петербург с высоты 63 метров, увидеть вблизи знаменитых ангелов, окружающих фасад. Экскурсанты посмотрели, как проходят реставрационные работы и даже подержали в руках пробковый лист, которым утепляют купол собора. Как рассказал реставратор Петр Щедрин, с помощью пробки купола зданий утепляли еще сто лет назад. Не изменилась и технология изготовления пробкового листа – кору перемалывают, а потом под высокой температурой спекают и сдавливают под прессом.
Одна из главных задач реставраторов – по возможности максимально сохранить даже мельчайшие исторические фрагменты тех объектов, на которых они работают. Экскурсанты, например, узнали, что при реставрации комплекса исторических построек Новой Голландии сначала была проведена фотофиксация каждого кирпича, чтобы в процессе работ все элементы оказались на своем историческом месте. Вместо утерянных фрагментов использовались не современные материалы, а кирпич того же исторического периода, в который возводилось то или иное здание Новой Голландии.
Специалисты, работающие над реконструкцией обшивки уникального памятника деревянного зодчества - дачи Громова, также стараются максимально сохранить первоначальный сруб. Как рассказал участникам проекта реставратор Алексей Петров, в процессе реставрации сохранится порядка 70% исторической обшивки. Сильно пораженные фрагменты древесины аккуратно «латают», очищают от грибка и древоточцев и обрабатывают специальными препаратами, препятствующими повторному возникновению вредителей и плесени. Небольшие трещины заполняют так, как это было принято в XIX веке – войлоком и паклей.
После реставрации дача Громова обретет и исторические виражи на окнах первого этажа.
Сам Лопухинский сад, где находится дача Громова, также является памятником истории и культуры. Уникальный памятник ландшафтной архитектуры начала XIX века всегда был излюбленным местом отдыха жителей Петроградской стороны. Однако в начале 2000-х годов часть сада чуть было не отдали под строительство апарт-отеля. Понадобилось более десяти лет, чтобы градозащитники при активном участии Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры смогли добиться охранного статуса для всей территории Лопухинского сада.
Во время экскурсий в рамках Недели реставрации участники проекта узнали, что иногда в процессе реставрационных работ случаются и настоящие чудеса. Так, в Аничковом дворце в одном из кабинетов супруги Александра III императрицы Марии Федоровны под руками специалистов расцвели розы. В декоре стен, плафона потолка, фриза, дверных проемов под слоем белой краски, нанесенной в советский период, оказались гирлянды прекрасных розовых цветов. Приятные открытия ждали реставраторов и в Константиновском военном училище. В Георгиевском зале они сумели раскрыть живопись более раннего периода, предположительно XVIII века. Еще больший сюрприз ждал специалистов при реставрации потолка коридора. Здесь, под бетоном, чудом уцелел исторический живописный плафон, переживший пожары, сильно повредившие здание. Реставраторы решили сохранить этот кусочек истории для потомков, причем так укрепили и расчистили декор потолка, что непросвещенному обывателю кажется, что этот фрагмент обнаружили прямо сейчас.
Главный реставратор Казанского собора Марк Коляда показал участникам проекта «Открытый город», как проходила реставрация подвалов и чердака этого уникального сооружения. В ходе работ была отреставрирована гранитная облицовка цоколя церкви и подиума колоннад с проездными арками, выведены из аварийного – разрушенного состояния все балясины балюстрады над колоннадами, сейчас решается вопрос о цветовом их облике и консервации камня.
Всего в рамках Недели реставрации петербуржцы с 26 по 29 июня побывали на 13 экскурсиях проекта «Открытый город» по 8 реставрационным объектам Санкт-Петербурга.