Участники проекта "Открытый город" узнали о секретах реставрационных работ

01.07.2019

Сегодня в России отмечается День реставратора. Зародился он в нашем городе по инициативе Союза реставраторов Санкт-Петербурга и приурочен к открытию 1 июля 1945 года Ленинградской архитектурно-реставрационной мастерской Управления по делам архитектуры Ленгорисполкома, которая положила начало прославленной ленинградской школе реставрации. Тогда же начались масштабные работы по восстановлению памятников истории и культуры, разрушенных войной.

Третий сезон наш проект принимает участие в Неделе реставрации, приуроченной к Дню реставратора. «Открытый город» совместно с Союзом реставраторов Санкт-Петербурга и КГИОП готовит специальную экскурсионную программу на объекты культурного наследия, где проходят или только что завершились реставрационные работы, организует поход в реставрационные мастерские.

В этом году петербуржцы в рамках нашего проекта с 25 по 29 июня посетили выставку «Восстановлению не подлежит?..» в научно-исследовательском музее при Российской академии художеств, увидели, как проходит реставрация дачи В. Ф. Громова, смогли подняться на звонницу Собора Владимирской иконы Божьей Матери, побывать в реставрационных мастерских, расположенных на территории храма, узнать, как проходила реставрация в Елагиноостровском дворце, увидеть недавно отреставрированную церковь в Шувалово.

Экскурсию по выставке «Восстановлению не подлежит?..» для наших участников провели художники-реставраторы музея Академии художеств. Они рассказали об особенностях реставрации живописных полотен, приоткрыли тайны восстановления скульптурных композиций. Экскурсанты увидели уникальные макеты, которые по разным причинам не были воплощены в жизнь. Например, мало кто знает, что в конце XIX века Манежную площадь должен был украшать памятник Александру II авторства Иоанна фон Гальбига. Гипсовую модель памятника нашли в подвале Академии художеств и восстановили буквально по кусочкам.

Специально для наших участников художники-реставраторы установили в одном из залов музея передвижную реставрационную мастерскую. Любой желающий мог увидеть, как проходит восстановление полотна «Вакх и Ариадна» одного из художников итальянской школы XVIII века (имя автора установить искусствоведам не удалось). Буквально на наших глазах рождалось волшебство: в процессе расчистки более поздних слоев полотна появлялись скрытые ранее детали. Мастера, придававшие лоск картине в прежние времена, обращались с произведением весьма вольно: кто-то дорисовал цветы, кто-то изменил по своему усмотрению одеяние Ариадны. Как рассказали нам художники-реставраторы Павел Александров и Ольга Харитонова, на реставрацию большого полотна уходит около года.

Во время экскурсии в Церковь Владимирской иконы Божией Матери участникам проекта рассказали и показали, как проходила реставрация уникального двойного иконостаса Верхнего храма, выполненного по рисунку Ф. Растрелли в 1748 году. Это единственный дошедший до нас и сохранившийся почти полностью иконостас мастера. Художник-реставратор художественной позолоты высшей категории Наталья Фомичева показала, как проходит процесс золочения, какими инструментами пользуются мастера. Экскурсанты смогли увидеть вблизи фигурку деревянного позолоченного ангелочка с иконостаса Растрелли, сохранившегося с середины XVIII века. А вот первоначальная позолота иконостаса не сохранилась. Как рассказала Наталья Михайловна, во время реставрации они нашли уникальную находку – между двух обшивок выпала записка 1900 года с именами трех ярославских мастеров, производивших золочение иконостаса. «Мы, ярославские мастера, золотили этот иконостас добросовестно. Когда вы найдете записку, нас уже не будет в живых. Помяните нас, мы старались сделать все хорошо», - гласило послание.

Главный архитектор проекта реставрации Нижнего храма Юрий Кирс рассказал, какую масштабную работу пришлось выполнить мастерам, восстанавливавшим храм.

Кульминацией экскурсии стал подъем на колокольню Владимирского собора. Наши участники полюбовались видом Петербурга с 68-метровой высоты и стали свидетелями колокольного звона - благовеста, возвестившего о начале службы в храме.

Об особенностях реставрации деревянных конструкций рассказывали и на экскурсии на дачу В. Ф Громова. Год назад наши участники уже бывали здесь в рамках Недели реставрации-2018 и на мастер-классе Школы волонтеров. За это время фасад здания преобразился. В этот раз внимание экскурсантов привлекла реставрация балкона здания. Пока шла экскурсия, реставраторы миллиметр за миллиметром производили расчистку первоначального орнамента филенки. Как рассказал нам художник-реставратор Михаил Рогозный, это уникальная находка: деревянных зданий такого масштаба практически не сохранилось, и узнать, как они были украшены, специалисты могли только по рисункам и книгам.