Живые рельсы памяти: как трамвай блокадных времён оживил историю Ленинграда для петербуржцев

09.09.2024

8 сентября проект «Открытый город» провёл специальную трамвайную экскурсию «Маршрут памяти», приуроченную ко Дню памяти жертв блокады Ленинграда. Участники отправились в историческое путешествие на трамвае типа МС, курсировавшем по улицам осаждённого Ленинграда.

Для жителей блокадного Ленинграда трамвай был символом выносливости. Весной 1942 года, несмотря на полную остановку движения, город смог возобновить работу трамваев. Этот шаг стал важной вехой в жизни осаждённого Ленинграда: трамваи перевозили не только пассажиров, но и выполняли грузовые перевозки, поддерживая фронт и оборонную промышленность.

IMG_20240908_111639.jpgIMG_20240908_110255.jpgIMG_20240908_122214.jpgIMG_20240908_110243.jpgIMG_9697.jpgIMG_20240908_115847 (1).jpgIMG_20240908_115147.jpgIMG_20240908_115335.jpgIMG_20240908_104217.jpg

Экскурсия включала множество увлекательных фактов о технических особенностях трамвая. Участникам рассказали, как устроен вагон типа МС 1932 года выпуска, что такое «контроллер» и «колбаса», чем отличается токоприёмник «бугель» от более позднего «пантографа», и откуда произошло известное выражение «метр с кепкой». Экскурсанты также увидели архивные фотографии военной поры и узнали о сложных работах по восстановлению энергохозяйства города и запуску трамвайных линий в условиях блокады. Особенно эмоциональным моментом стало возложение цветов у «Блокадной подстанции», которая весной 1942 года обеспечила  энергией трамвайные линии Ленинграда. В 2016 году Тяговая подстанция № 11 была включена в реестр объектов культурного наследия, что подчёркивает ее значимость для города.

***

Трамвай типа МС представляет собой часть живой истории. Построенный в 1932 году на заводе «Красный Путиловец» (ныне Кировский завод), вагон с номером 2511 прослужил городу в самые трудные годы. В 1950-е годы он был модернизирован: заменена электрика, и вместо бугеля был установлен более современный пантограф. После снятия с пассажирских линий в 1970-е годы трамвай продолжил работу в качестве служебного, став тягачом в трамвайном парке №2 имени А. П. Леонова.