Субмарина под мостом

Один из объектов «Открытого города» – Аничков мост, перестроенный и значительно расширенный к середине XIX века, украшенный знаменитыми «Укротителями коней» работы скульптора П.К. Клодта. Тогда, более полутора веков назад, мост представал таким: «Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами они собираются любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми – смело скажем, единственными в мире. В Аничковом мосту есть что-то открытое, ловкое, привлекательное! Въехав на мост, кажется, что отдохнул! Ни одно из петербургских сооружений не произвело такого впечатления на жителей столицы, как Аничков мост!».

Мост был хорош в любое время года. Зимой покрытые инеем перила отливали серебром, весной можно был любоваться ледоходом, лето – время пассажирского и грузового движения: гудки пароходиков, скрежет уключин, осенью – стой у перил, грызи яблоко, изучай процесс замерзания Фонтанки.

Мост, выполнявший функции переправы через Фонтанку, манивший петербуржцев своей гармоничностью, под своими каменными сводами ежедневно пропускал немалое количество судов, барж, корабликов – ведь в те времена водные артерии Петербурга использовались с большой интенсивностью.

В сентябрьский день 1867 года на мосту собралась толпа, внимание которой было приковано не к великолепным скульптурным группам и изящной решётке, не к уходящей вдаль речной глади – нет, все смотрели вниз, под мост. Что же необычного они там узрели?

Газеты тогда писали: «Вероятно, многие проезжающие и проходящие по Невскому проспекту заметили с одной стороны Аничкина моста кучи народа, который с утра до вечера терпеливо смотрит на что-то». Свесившаяся через парапет, по выражению газетчика, «деревенская баба» допытывалась у своего соседа по перилам, солдата-отставника: «Позволь тебя спросить, господа служба, что такое там копошится в воде? и чего там глазеют, когда ничего не видно. Почитай, утопленника подымают али наткнулись на рачье гнездо?». Служивый ответил, как саблей рубанул: «Ах ты, голова с куриным мозгом, какие тут раки в Фонтанке, когда не понимаешь, так и не суй рыла куда не следует».

Другой сосед любознательной горожанки оказался любезнее, но зато явно привык подтрунивать над окружающими. Он начал объяснять любопытной, что «это устраивают рельсы или железные дорожки, по которым будут бегать подводные лодки, так как на воде им уже места не хватает».

Шутник не случайно завел рассказ о подлодках. Субмарины, новый вид военно-морской техники, тогда вызывали интерес, о них в ту пору могли прочитать в газетах - к примеру, о работе изобретателя И.Ф. Александровского. По его проекту в Петербурге в 1866 году была построена первая отечественная подводная лодка с механическим двигателем, работавшим на сжатом воздухе.

Еще один любитель побалагурить начал объяснять, что «в Фонтанке сверлят воду, для того, чтобы сделать, значит, проход для газа, потому что чугунные трубы никуда не годятся». Очередной прохожий, присоединившийся к набиравшей обороты дискуссии, доказывал, что «ефтим манером» проводят секретный телеграф, которого в воде никто уж не прочитает.

Более осведомленные зеваки разъяснили окружающим, что в действительности всё гораздо прозаичнее: в воде «копошится» водолаз, и его задача - понизить водопроводную трубу, которая зацепляет днища проходящих судов. «Как бы то ни было, исправление или понижение трубы доставляет иным пользу, а другим развлечение», - отмечал журналист.

Как оказалось, от сборища на мосту более всех выиграл здешний пирожник, у которого выросли продажи. «Водолаз выходит отдыхать на поверхность воды через час, а иногда и более; антракты без пирогов действительно были бы нестерпимы», - объяснял журналист причины десятикратного увеличения выручки лоточника.

Однако удовольствие смотреть на невидимого водолаза обходилось некоторым дорого. «Недавно жена одного офицера задумала также полюбопытствовать спектаклем, но на её несчастье все удобные пункты были заняты. Вдруг подходит какой-то франт, расталкивает народ, с трудом устраивает ей место и занимает хорошенькую наблюдательницу интересными разговорами, потом вежливо откланивается. После ухода любезного кавалера у доверчивой дамы не оказалось портмоне». Ничего удивительного - в густой толпе карманникам самый клёв...