Чем «ивановщина» лучше «сюзоровщины»?

На экскурсиях «Открытого города» наше внимание часто привлекают дома в духе эклектики, или историзма. Здания в этом стиле массово строились в Петербурге со второй трети XIX века вплоть до эпохи модерна, ставшего набирать силу к концу девятнадцатого столетия.

Сейчас архитектура эклектики изучается – выходят статьи, книги, защищаются диссертации по этому художественному периоду. Однако совсем недавно слово «эклектический» было чуть ли не ругательством, и зачастую означало бездумное смешение стилей, «компот» из декоративных деталей разных эпох.

Однако презрение к эклектике проявилось отнюдь не в советское время – неприятие этого архитектурного периода даёт о себе знать уже в отзывах современников историзма, воочию наблюдавших строительство «эклектических» зданий. Эти критические мнения сполна представлены в газетах того периода.

«Новая улица…, говорят, самая роскошная из улиц, по своим нарядным постройкам. Действительно, здесь что ни дом, то картина, но картина не особенно художественная», – отмечал журналист одной из петербургских газет в конце 1870-х годов. Он рассказывал о «вновь предполагаемой» магистрали, проложенной в 1874 году от Невского проспекта до Кузнечного переулка. Разумеется, появившаяся в центре города новая улица, в 1881 году получившая в память поэта наименование «Пушкинская», стала немедленно застраиваться фешенебельными многоэтажными доходными домами: из «золотой» земли нужно было выкачать как можно больше денег.

Несколько домов на новой улице построил выпускник Академии художеств Александр Васильевич Иванов, ещё больше – его коллега граф Павел Юльевич Сюзор, выпускник того же авторитетного учебного заведения. Журналист, познакомившийся с новостройками 1870-х годов, просто припечатал имена этих зодчих к позорному столбу: «Люди, во всяком случае, не особенно талантливые, и, главное, такие, у которых качество построек уступает количеству».

Названные архитекторы, действительно, были одними из самых предприимчивых мастеров периода эклектики. Судя по справочнику «Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX – начала XX века» под редакцией Б.М. Кирикова, А.В. Иванов построил в столице Российской империи более 60-ти зданий, П.Ю. Сюзор и того больше – свыше 80-ти. Наш современник, искусствовед В.Г. Исаченко так характеризует домостроение того периода: «В поисках образа жилого здания ярче всего проявился сложный, противоречивый характер архитектуры различных стилевых направлений, принципы рациональной планировки нередко сталкивались с устаревшими приёмами решения фасадов, чрезмерной насыщенностью декором».

Журналист конца 1870-х годов высказался значительно жёстче: «Компоновку таких фасадов ближе всего назвать сюзоровщиной…, ивановщиной и т.д., и это, несомненно, объяснит тот стиль, который создали эти люди, понимая художественную красоту своих детищ не иначе, как в смысле французско-нижегородском». Досталось и домовладельцам-заказчикам, каждый из которых, по словам газетчика, обратил помпезную внешность своего дома, «как намазанная красавица, к карманным интересам» – аренда жилья здесь обходится дорого.

В другой газетной статье того же периода были подведены своего рода итоги столичного домостроения последней трети XIX века: «В последние десять лет немало выстроено домов в Петербурге, и из всего этого большого количества зданий найдётся едва три-четыре, которые доказывают изящный вкус архитекторов и обладание ими даром творчества». Согласимся ли мы с этой оценкой?