Датчанин на берегах Невы: скульптор Давид Иенсен
Петербургская архитектура периода эклектики богата лепным декором. Фасады домов и дворцов подчас поражают обилием колонн, барельефов, скульптуры. Имена архитекторов, проектировавших и строивших «эклектический Петербург», на слуху, а вот о скульпторах, украшавших фасады, вспоминают реже. Крупнейшим мастером монументально-декоративного искусства второй половины XIX века был Давид Иванович Иенсен. О.А. Кривдина, изучающая творчество этого скульптора и сделавшая достоянием широкой общественности многие страницы его биографии, отмечает, что его работы все еще не получили всесторонней объективной оценки. В списке петербургских домов, оформленных мастерской Иенсена – 88 адресов.
Будущий скульптор родился в Дании, семье подмастерья столяра, и должен был самостоятельно пробиваться в жизни. Юноша успешно окончил Академию художеств в Копенгагене, и в 1840 году был приглашен принять участие в скульптурной отделке Мариинского дворца в Петербурге. Иенсен отмечал, что тогда собирался ехать в Италию, «но съездить ненадолго в Петербург было тоже интересно». Это недолгое путешествие продлилось до конца жизни.
В фондах Российской академии художеств сохранились две гипсовые кариатиды, созданные Иенсеном для украшения Танцевального зала Мариинского дворца – «Муза с лирой» и «Муза с бубном». Еще в ходе отделки дворца Иенсен был приглашен преподавать скульптуру в рисовальной школе для вольноприходящих на Васильевском острове. Работа в российской столице затянула, и, как вспоминал скульптор впоследствии, ему «выпала судьба остаться в России, познать здесь радости и горе земные, здесь работать». Иенсен выполнил по заданию петербургской Академии художеств работы, необходимые для подтверждения своего профессионально уровня, и за барельеф «Кентавр Хирон обучает Ахиллеса стрелять из лука» получил звание классного художника.
В 1857 году скульптор перешел в русское подданство, объясняя этот свой шаг так: «Хотя искусство и не имеет национальности, тем не менее, в области искусств национальность принимается в соображение, я так полагаю. Русские смотрели на меня, как на пришельца – чужестранца (немца), со стороны же немцев я тоже не видел симпатии, так как родом был датчанин». В том же году Иенсен получил звание академика, а в 1868 году стал профессором. В дипломе на профессорское звание, подписанном президентом Академии художеств великой княгиней Марией Николаевной (хозяйкой Мариинского дворца) отмечалось «особенное искусство и отличные познания в скульптуре».
Путь к признанию не был легким. Скульптор сразу поставил дело на широкую ногу, организовав в 1845 году «Заведение для наружных украшений зданий», просуществовавшее полвека. Эта мастерская располагалась в далеко не фешенебельной тогда части города – на Петербургской стороне, на углу Каменоостровского проспекта и реки Карповки, у Силина моста. Уже в 1846 году Иенсен получил крупный заказ на оформление здания Нового Эрмитажа. Его мастерская занялась изготовлением «моделей для фасадных человеческих фигур, превосходящих человеческий рост, барельефов, кариатид, а также гипсовых портретов-медальонов старых художников внутри здания», выполнила всю фасадную лепку из терракоты (обожженной глины), были созданы «также и свободные орлы на крыше».
Иенсен работал с самыми известными архитекторами. Многие здания, которые можно посетить сейчас в рамках проекта «Открытый город», оформлены усилиями его мастерской. Это Николаевский, Ново-Михайловский дворцы, дворец Белосельких-Белозерских (архитектор А.И. Штакеншнейдер); «готические» императорские конюшни в Петергофе и флигель Фонтанного дома (архитектор Н.Л. Бенуа); архив Государственного совета (М.Е. Месмахер); здание нынешнего Большого драматического театра и гостиницы «Европа» (Л.Ф. Фонтана). Работал Иенсен над оформлением богатых скульптурой многоэтажных зданий (по проекту П.Ю. Сюзора), камерных особняков, Большой хоральной синагоги, создавал скульптуру «Навигация» на Ботном домике в Петропавловской крепости.
Выполненные мастерской скульптурные украшения были не только красивы, но и прочны. Составляя опись своих работ через много лет после их завершения, Иенсен специально отмечал, что «вышеозначенные в описи работы по украшению зданий не требовали до сих пор никакого ремонта». Скульптор щедро делился своим опытом, создав при мастерской «маленькую частную академию на Карповке», где учил своих помощников, ставших впоследствии известными скульпторами. Среди них: А.М. Опекушин, Л.А. Бернштам, И.И. Подозеров, А.Е. Шварц.
Иенсен вспоминал: «Можно предположить, что я нажил состояние вышеупомянутыми работами из мрамора, бронзы, гипса, терракоты, но хотя я скромно жил со своей многочисленной семьей, доходы мои в течение 50 лет едва покрывали необходимые расходы». В 1895 году и школа, и мастерская были закрыты вследствие «недостатка в заказах и оборотном капитале». Умер Д.И. Иенсен в Петербурге в январе 1902 года, и был похоронен на Смоленском кладбище, «где он сам еще при жизни устроил фамильный склеп с прекрасным мраморным памятником собственной работы». О смерти известного мастера с прискорбием сообщили многие газеты и журналы. Сообщалось также, что «у него в мастерской и во дворе под снегом осталось очень немного форм и статуй его работы; очень же много растащили и, как говорят домашние, возили возами из сарая»…