Дворец для любимого внука
Александровский парк Царского Села – один из самых обширных по площади объектов «Открытого города». История создания здесь дворца в окружении оазиса рукотворной природы связана с именами двух августейших персон – императрицы Екатерины II и её внука, будущего императора Александра I, а также архитектора Джакомо Кваренги.
Поначалу Екатерина II поручила Кваренги разработать проект дворца для Александра в Санкт-Петербурге, и зодчий в 1791 году предложил вариант здания с тремя замкнутыми дворами. Центральный двор в этом варианте был отделён от улицы двухрядной сквозной колоннадой, как будто стягивавшей крылья дворца. Такая колоннада в итоге и будет осуществлена в натуре, но уже в парковом окружении.
Д. Кваренги. Проект Александровского дворца для Санкт-Петербурга. 1791 г.
В 1792 году Екатерина II передумала и решила построить дворец в своей любимой резиденции – Царском Селе. Кваренги изменил проект, оставив лишь один, но обширный двор, а монотонный ритм колоннады прервал постановкой в её центре открытой купольной ротонды – здесь предполагалось устроить открытый к парку «Салон для танцев, обеда и наслаждения жизнью», удобно связанный с обоими вестибюлями.
Д. Кваренги. Проект Александровского дворца для Царского Села с открытой ротондой. 1792 г.
Однако зодчий вовремя спохватился: он вспомнил, что Россия не Италия, и обширный открытый зал в условиях северного климата не слишком рационален. Кваренги оставил колоннаду, но от воздушной ротонды отказался. Зодчий предложил проект из двух П-образных корпусов, меньший из которых заключён в больший. Колоннада была выведена во всю высоту здания и связала торцы внутреннего, меньшего корпуса. Белоснежные колонны отражаются в спокойной глади пруда. Противоположный фасад дворца, акцентированный по центру полуциркульным ризалитом, ориентирован в тенистый парк.
Д. Кваренги. Александровский дворец. Окончательный вариант
Фасады Александровского дворца
А.М. Горностаев. Александровский дворец в Царском Селе. 1847 г.
Возведение дворца не обошлось без скандала. В 1792 году Кваренги отправил гневное послание князю П.И. Турчанинову, управляющему Гофинтендантской конторой, которая ведала всеми строительно-хозяйственными вопросами Императорского Двора. Архитектор сетовал на неподобающее поведение управляющего Конторой строения Царского Села генерала Аристарха Кашкина, который «выгнал с оскорблениями» со стройплощадки выбранного Кваренги каменных дел мастера Джеронимо Руска и приказал начать сооружение фундамента, не поставив Кваренги в известность о начале этих работ. Зодчий возмутился, отказался при таком течении дел «вмешиваться» в строительство, и тогда Кашкин пригрозил «побить» Кваренги, если тот появится на стройке! «После этого никто больше не говорил со мной об этой постройке, как будто меня больше не было, и что я больше не архитектор», – удивлялся Кваренги, обеспокоенный качеством закладки фундамента.
Конфликт был улажен, но теперь архитектор был вынужден вести забуксовавшие работы в авральном темпе. В 1794 году он отмечал в письме одному из своих адресатов:
Вы не можете себе представить, сколько времени и покоя забирает у меня этот новый дворец для императорских супругов, он должен быть полностью готов при наступлении благоприятной хорошей погоды, а в минувшие недели его не накрыли, и остаётся ещё закончить стену галереи, и всё лежит на мне; но хуже то, что мне надлежит снести часть стены для укрепления остальной из-за воровства и плохих материалов, использованных на стройке, в которой я не хотел принимать никакого участия, и все затруднения теперь на моей шее…
Несмотря на трудности, весной 1796 года дворец был достроен, и 12 июня этого года великий князь Александр Павлович и его жена Елизавета Алексеевна переехали в свой новый загородный дом. «Великий князь и великая княгиня были очень довольны своим дворцом», – уверяет фрейлина графиня В.Н. Головина. К молодым супругам-новосёлам незамедлительно «напросилась в гости» императрица Екатерина II. «Императрица объявила их императорским высочествам, что она после обеда посетит их в новом жилище. Прекрасный десерт был приготовлен в колоннаде, представлявшей нечто вроде открытой гостиной, со стороны сада ограниченной двумя рядами колонн. С этого места открывается обширный и красивый вид», – донесла до нас подробности этого высочайшего визита графиня В.Н. Головина