Купеческий дом с театральным залом

Многие мероприятия «Открытого города» посвящены известным людям, прославившим наш город. Одно из имён в этом списке – писатель Сергей Довлатов, 30 лет со дня смерти которого минет в августе 2020 года. Довлатов завершил свой жизненный путь в эмиграции, но по рождению он фактически ленинградец: родился в Уфе 3 сентября 1941 года, куда его родители были эвакуированы из Ленинграда, к которому подступал враг. Вернувшись в город после блокады, его семья поселилась на улице Рубинштейна (бывшей Троицкой), 23.

С.Д. Довлатов (1941–1990).png

С.Д. Довлатов (1941–1990)

Этот шестиэтажный дом с высокой балюстрадой, лепными гирляндами, вазами и рогами изобилия, с глубоким открытым парадным двором был построен инженером путей сообщения А.А. Барышниковым в 1911–1912 годах. О том, что Довлатов жил здесь, повествуют мемориальная доска на стене и памятник писателю перед фасадом здания.

Двор дома на ул. Рубинштейна, 23.png Сергей Довлатов на санках.png
Памятник С.Д. Довлатову.pngмемориальная доска С.Д. Довлатову.png
 

Однако всем известное здание могло стать совершено другим. В 1904 году Санкт-Петербургская купеческая управа, ведавшая благотворительностью от имени столичного купеческого сословия, планировала построить здесь доходный дом с залом для театральных представлений, для чего заказала конкурс проектов Санкт-Петербургскому обществу архитекторов.

Предназначенный для застройки участок принадлежал находившемуся рядом (наб. реки Фонтанки, 62) Петровскому училищу, открытому по инициативе и на средства петербургского купечества ещё в 1880 году. Доходный дом должен был стать одним из финансовых источников и для училища, и для других благотворительных задач столичных купцов.

Комбинированная постройка, предполагавшая сочетание квартир и театрального зала, сулила стабильные прибыли. Население Петербурга постоянно росло, и спрос на разнообразные зрелища не отставал от спроса на жильё. Участок долгое время был незастроенным («пустопорожним»), что облегчало задачу архитекторов: не нужно было соотносить проект с существующими постройками, не было расходов на демонтажные работы – проектируй да строй!

Наряду со свободным от строений участком, условия конкурса также предоставляли архитекторам полную свободу рук. Отмечалось, что это творческое соревнование – «один из первых опытов в деле задания конкурса без строго определённой программы». Однако «пожелания» заказчика к программе всё же прилагались. Купцы желали получить парадный въезд во двор со стороны Троицкой улицы, комфортабельные квартиры в лицевом доме, а в глубине участка – «зрительный театральный зал, приспособленный также для концертов, балов» вместимостью до 800 мест. Понятно, что большинство участников конкурса, стремясь получить премию (первая составляла значительную по тем временам сумму – 2 тыс. руб.), не рискнули проигнорировать эти высказанные как бы вскользь «необязательные» рекомендации.

К сроку поступило 14 проектов, места распределились следующим образом. Вожделенную первую премию получил С.В. Беляев, вторую – А.И. Владовский, третью – А.Л. Лишневский. Четвёртыми оказались соавторы Г.А. Косяков и Н.Л. Подбереский, пятым – М.М. Перетяткович.

Сергей Беляев не рискнул отодвигать театральный зал в самый дальний угол двора, протянувшегося в глубину квартала более чем на 120 метров: слишком долгий путь для жаждущей развлечений публики. Архитектор поставил коробку зала посередине и поперёк двора (параллельно улице), пропустив под этим зрелищно-развлекательным комплексом проездные арки. Высокие полуциркульные окна, освещающие двусветный зал, хорошо просматривались бы с улицы. Жюри осталось довольно: «Этим способом автор избегает подъезда к залу в тупике, что в других проектах такого приёма несомненно умаляет их достоинства». Фасад на чертежах декорирован в духе северного модерна, но довольно скромно (по отзыву судей: «носит несколько суровый характер»).

Проект С.В. Беляева. План.png

Проект С.В. Беляева. План

Проект С.В. Беляева. Фасад.png

Проект С.В. Беляева. Фасад

Подобный элегантный декор использовал в своих постройках Фёдор Лидваль, с которым С.В. Беляев часто сотрудничал. Подкачали лишь два массивных гранёных купола по сторонам въезда во двор. Судьи отметили, что выпячивание «башен с высокими крышами не оправдывается ни необходимостью, ни планом».

Александр Владовский также поставил зал посередине участка, но перпендикулярно улице. Удачным для безопасности и комфорта публики решением было признано разведение потоков зрителей. Пешие театралы попадали в зал прямо с улицы, по системе переходов; приехавшие в экипажах направляли коней через боковые арки во внутренний двор, и заходили в зал оттуда.

Получивший третью премию Александр Лишневский проигнорировал пожелания заказчика и спроектировал зал «исключительно театрального» характера, так что использовать его для балов было невозможно. Архитектор задумал прорезать участок открытым проездом, в глубине которого взгляд притягивает огромная застекленная арка фойе, обрамлённая живописными башенками. За фойе – башня над парадной лестницей (вероятно, через неё лишенная окон лестница освещалась верхним светом), дальше – брандмауэр-щипец театрального зала, украшенный скульптурами, очевидно, символизирующими сценическое искусство. Фасады «интересны», но «грешат некоторой пестротой деталей». Зодчий применил разнообразные по форме, группировке и расположению окна, эркеры (в том числе, популярные в модерне эркеры без каменных стенок, представляющие собой остекленный металлический каркас), щипцы и покрытия, а также насытил фасады деталями в «готическом» духе, чем придал облику здания романтический вид.

Проект А.Л. Лишневского. План.png

Проект А.Л. Лишневского. План

Проект А.Л. Лишневского. Фасад.png

Проект А.Л. Лишневского. Фасад

Георгий Косяков и Никас Подбереский, оказавшиеся на четвёртом месте, пожертвовали общей доходностью дома для придания «вполне парадному и удобному для балов» залу грандиозности, а дворам – просторности. Завершающий призовой список Мариан Перетяткович отодвинул театральный зал в самую глубину двора, но проложил к нему широкий открытый проезд, проходящий между жилыми корпусами и расширяющийся перед зрелищно-развлекательным сооружением – удобно и людям, и экипажам. Предложенный Перетятковичем фасад, по мнению жюри, не представлял «особого интереса».

Один из авторов, оставшихся без премии, внёс в конкурс патриотическую нотку. Он предлагал назвать прорезавший участок проезд, который проектировали многие участники конкурса, «не иначе, как Стесселевский переулок». С проведением конкурса хронологически совпала оборона Порт-Артура (шла русско-японская война 1904–1905 годов), комендантом которого был генерал-лейтенант А.М. Стессель.

Конкурс провели, но Санкт-Петербургская купеческая управа так и не решилась на строительство. В 1910 году в «Зодчем» был опубликован эскизный проект дома для этого участка, составленный известным поборником северного модерна Н.В. Васильевым, однако столичные купцы не заинтересовались и этой работой, и начали строительство только год спустя, по проекту инженера-путейца Александра Барышникова.


Проект Н.В. Васильева.png

Проект Н.В. Васильева