Мария Павловна: супруга, руководитель, благотворитель

Проект «Открытый город» сделал доступным для нас дворец великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной, 26 – здание, сплошь покрытое рустом, вызывает ассоциации с палаццо эпохи Возрождения. В 1874 году хозяйкой этого семейного очага стала Мария Александра Елизавета Элеонора, урождённая принцесса Мекленбург-Шверинская, в браке с великим князем известная как Мария Павловна (1854–1920).

Приехав в столицу Российской империи в двадцатилетнем возрасте, принцесса с южных берегов Балтики сразу взяла в свои руки решение многих семейных вопросов, прежде всего, связанных с обустройством дворца. В только что построенном здании она распоряжается пристроить к Танцевальному залу крытую галерею, для чего оконные проёмы зала прорубили до пола и превратили их в аркаду, через которую гости из галереи могли попасть в зал.

Молодая великая княгиня очень тщательно подходила к подготовке балов и приёмов, на которых бывали не только представители петербургской элиты, но и зарубежные высокородные гости. Так, готовясь к проведению в 1883 году костюмированного бала, Мария Павловна специально заказала в библиотеке Академии художеств книги с описанием старинной одежды и обычаев допетровской Руси, обратилась к русским художникам с просьбой посодействовать ей в выборе костюмов для членов своей семьи и для гостей. Хозяйка появилась на балу в роскошном костюме боярыни XVII века, в парче, шубе и высоком кокошнике, которые, в соответствии со статусом носительницы, были унизаны разноцветными драгоценными камнями и жемчугом.

С Академией художеств великокняжеская чета была знакома отнюдь не шапочно. Владимир Александрович занимал пост президента Академии, поэтому не удивительно, что супруги были хорошо знакомы с администрацией и преподавателями этого учебного заведения, а также со многими представителями художественного мира России и зарубежных стран. В их дворце сформировались богатейшие коллекции мебели, серебра, икон, фарфора, живописи, бронзы, предметов ювелирного искусства. Не стеснённые в средствах, хозяева дворца в течение многих лет являлись одними из главных клиентов придворного ювелира Карла Фаберже, известных французских мастеров Луи Картье, Люсьена Фализа и других выдающихся ювелиров. Владимир Александрович купил для своего дворца за 3 тысячи рублей картину И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Художник отмечал: «великому князю картина искренне нравилась…, и я слышал собственными ушами, с каким интересом он объяснял всё до самых последних намёков даже в пейзаже и фоне картины».

Супруги покровительствовали не только живописцам и ювелирам, они присматривали молодых талантливых архитекторов, предоставляли им заказы, на которых зодчие оттачивали своё мастерство. Так, карьера известных впоследствии архитекторов В.А. Шретера и А.И. фон Гогена стартовала именно при этом великокняжеском дворе. После смерти супруга в 1909 году Мария Павловна заняла его пост президента Академии художеств, и оставалась в этом статусе до переломного 1917 года. Великая княгиня восприняла деятельность на этом поприще как главное дело своей жизни. Она выступала инициатором многих важных начинаний и успешно продолжала в делах Академии линию своего предшественника-супруга, ориентируя учебное заведение на изучение и пропаганду национального искусства и всестороннюю его поддержку. Великая княгиня-президент принимала активное участие в организации разнообразных выставок в России и за рубежом, добивалась выделения средств, привлекала к участию в выставках владельцев знаменитых коллекций и сама предоставляла художественные работы, находившиеся в её дворцах, в том числе – в городском дворце на Дворцовой набережной.

Мария Павловна со знанием дела вникала во все проблемы возглавляемого ею учреждения, вплоть до решения частных проблем выпускников. Так, в 1915 году художник-архитектор Е.Ф. Шреттер, отстранённый дирекцией грязелечебницы в Ессентуках от руководства работами, обратился к заступничеству Марии Павловны, призывая посодействовать ему в получении причитавшихся за работы выплат и в возвращении на пост руководителя работ, без чего здание могло бы быть достроено в нарушение авторского замысла. Для наглядности Шреттер прислал великой княгине фотографии грязелечебницы, «послужившей причиной к возникновению настоящего, грустного по своим последствиям» для него, «как художника и автора, дела». Мария Павловна приняла участие в его судьбе, характеризуя Шреттера как одного из «талантливых и выдающихся наших молодых архитекторов». Незаурядный ум и сильный характер позволяли Марии Павловне добиваться успеха в решении многих и разнообразных задач.

Великая княгиня активно занималась благотворительностью, и после смерти супруга продолжила покровительствовать множеству организаций, патроном которых он был. С началом Первой мировой войны Мария Павловна возглавила санитарные организации Петрограда. Помощь фронту не была для неё новшеством: великая княгиня занималась этим благородным делом в периоды русско-турецкой (1877–1878 годы) и русско-японской (1904–1905 годы) войн. Её заслуги и опыт на этом поприще были известны, и 17 августа 1914 года император направил Марии Павловне письмо: «Поручаю Вашему императорскому высочеству заботу о военных госпиталях, лазаретах в Санкт-Петербурге. Сердечно Вас любящий Николай».

Новая «руководительница устройства и призрения всех раненых в Петрограде» незамедлительно приступила к своим обязанностям. Ей пришлось входить в мельчайшие детали размещения раненых, заботиться о наличии свободных мест в госпиталях, контролировать работу эвакуационного пункта, заниматься доставкой раненых с фронта. На все эти мероприятия нужны были немалые деньги. Стремясь привлечь средства для помощи раненым, Мария Павловна обратилась к знакомым ей представителям финансовых кругов, и средства нашлись. В частности, значительный вклад внёс М.И. Вавельберг, чей банк много лет работал со счетами великокняжеской четы. Сделал пожертвование и ювелир К. Фаберже, который также выплачивал семьям своих рабочих, призванных на фронт, половинное жалованье их кормильцев. 11 сентября 1914 года великая княгиня организовала благотворительный концерт в цирке Чинизелли, средства от которого поступили на помощь раненым; 22 июля 1915 года устроила благотворительный базар.

19 февраля 1917 года Мария Павловна отправилась в Кисловодск для поправки здоровья, и в Петроград уже не вернулась. Великая княгиня скончалась в эмиграции, во французском Контрексевиле 6 сентября 1920 года и была похоронена в церкви Св. Владимира и Марии Магдалины, построенной на её средства.