Новая жизнь в старых стенах

Среди объектов «Открытого города» немало зданий, в состав которых включены старые постройки: доходный дом А.А. Антоновой (Большой пр. П.С., 74), доходный дом Сельскохозяйственного товарищества «Помещик» (Измайловский пр., 16), здание Консерватории (Театральная пл., 3) – список можно продолжить. Реконструировать, а не сносить полностью прежние постройки – характерная петербургская традиция, нацеленная на разумную экономию. Рассмотрим этот феномен на примере работ инженера-архитектора Сергея Григорьевича Гингера (1869–1937).

 1.С.Г. Гингер. 1914 г. ЦГАЛИ СПб.jpg

Инженер-архитектор С.Г. Гингер. 1914 г. ЦГАЛИ СПб


6 марта 1907 года Санкт-Петербургская городская управа разрешила С.Г. Гингеру надстройку тремя этажами трёхэтажного дома на участке акционерного общества «Строитель» (Захарьевская ул., 9), с одновременным капитальным ремонтом нижних этажей и строительством в глубине двора нового флигеля.


WhatsApp Image 2024-12-07 at 22.07.17.jpeg

Доходный дом АО «Строитель»


Реконструкции подлежал дом с классицистическим фасадом, с прямоугольными проёмами, которые архитектор не стал расширять. Вполне вероятно, облик нижних этажей, близкий к раннему классицизму, продиктовал особенности надстраиваемых ярусов, получивших прямоугольные окна и декор, близкий к классицистическому (частично утрачен). Да и сама композиция фасада осталась симметричной. Боковые части фасада обогатились массивными эркерами, объединяющими третий и четвёртый этажи. Первоначально эркеры завершались балконами в стилистике классицизма. В настоящее время балконы опоясаны типовыми металлическими ограждениями рисунка «зигзаг», которые массово устанавливались на ленинградских домах начиная с конца 1950-х годов взамен обветшавших. Центральная часть акцентирована ордерной композицией. «Портик из четырёх пилястр усложнённого ионического ордера поднят выше двухэтажных эркеров – смещение их уровней вносит в композицию момент динамики. Ордер претендует здесь на ведущую роль, но остаётся плоской аппликацией» (Б.М. Кириков). На линии пилястр помещён невысокий ступенчатый аттик, ранее декорированный классичистическими лепными венками с пропущенным сквозь них древком. Однако отнюдь не пилястры с аттиком притягивают взоры к фасаду, а обрамление проезда во двор, контрастно выделяющееся на фоне довольно скромного фасада – как цветом, так и фактурой. «Три арки – двойного прохода во двор и парадного подъезда – заключены в широкое поле гранитной облицовки, накрытое гранитным балконом. Скальная фактура камня, плавные очертания балкона, сплетение его кованых декоративных кронштейнов наделяют входную зону явными признаками модерна» (Б.М. Кириков). По контрасту с суровым модерновым порталом, проезд во двор выдержан в логике неоклассицизма, с ионическими колоннами и пилястрами. Неоклассицизм уверенно потеснил модерн в 1910 г., а как раз в этом году была завершена перестройка доходного дома АО «Строитель». Интересно, что первоначально фасадная композиция задумывалась в логике неоклассицизма, без «рецидивов» модерна. В проекте, выполненном С.Г. Гингером ранней весной 1909 года, входной трёхарочный портал предполагалось покрыть горизонтальным рустом, как и два нижних этажа. Таким образом, этот дом может служить примером пограничной постройки, в которой модерн и неоклассицизм вступили в противоборство, и модерн отвоевал себе небольшой, но важный «островок» в фасадной композиции. Интерьеры реконструированного лицевого корпуса всё же выдержаны в логике неоклассицизма. «Тон здесь задаёт вестибюль: тосканская колоннада, кессонированные арки сводов, мраморные стены, панно с грифонами производят почти дворцовое впечатление» (Б.М. Кириков). В неоклассицистическом духе выдержаны и лестничные витражи: ленты, гирлянды и даже редко встречающийся в витражных остеклениях пейзаж, силуэтно изображающий кроны деревьев, реку, холм и дом с высокой крышей.

Вновь выстроенный дворовый корпус также несёт следы противоречивого взаимодействия художественных веяний. Здесь, как и в лицевом корпусе, преобладают прямоугольные окна и неоклассицистический декор (руст, медальон в обрамлении лент и венка). Однако асимметрично поставленный многоэтажный эркер с трёхгранными окнами, высокий фронтон с овальным окном и плавно скруглённые стены несут привкус модерна. Судя по чертежам, в центре двора находился фонтан, призванный придать уют замкнутому пространству.

Интересно, что строительными работами по реконструкции доходного дома АО «Строитель» руководил не сам С.Г. Гингер, а архитектор А.С. Хренов, что, вполне возможно, было связано с большой загруженностью С.Г. Гингера. В марте 1909 года, одновременно с составлением проекта реконструкции дома АО «Строитель» зодчий взялся за перестройку здания середины XIX в., находившегося во владении генерал-лейтенанта П.П. Баранова (Садовая ул., 111–113).


3.Доходный дом П.П.Баранова на Садовой ул. ЕОАХ. Вып.5. СПб., 1910.jpg

Доходный дом П.П.Баранова на Садовой ул. ЕОАХ. Вып.5. СПб., 1910


Здесь предстояло произвести реконструкцию старого углового дома, построенного ещё в начале XIX в., а в 1870-е годы надстроенного пятым этажом. Архитектор перестроил лестницы, устроил на парадной лестнице лифт, расширил некоторые окна и двери, ритмично расставил по фасадам скруглённые эркеры. В этот раз зодчий отказался от ордерных элементов, объединяющих несколько этажей, ограничившись лишь пилястрами, установленными в межоконных простенках верхнего этажа. Поэтажные ордерные членения напоминают об эпохе Ренессанса. Фасадные стены богато декорированы разнообразной объёмной лепниной, контрастно выделяющейся на фоне гладких стен. «Со стороны Садовой улицы, между витринами, фокусирует внимание эффектный портал парадного входа. В его высокую арочную нишу, фланкируемую парными ионическими пилястрами, включён двухколонный портик дорического ордера с миниатюрной „античной“ колесницей на антаблементе. Арка и колесница должны были, видимо, вызывать ассоциации с античным Римом. Эту тему развивают присущие ампиру лепные антикизирующие детали на стенах: сюжетные барельефы, фигуры воинов, тройные венки и военная арматура, особенно уместная на доме генерала» [3, с. 227]. Изначально над входом в парадную нависал монументальный балкон с балясинами, к настоящему времени утраченный. Его исчезновение, наряду с исчезновением фигуры возничего в динамично развевающемся плаще ослабило пластическую выразительность композиции. В неоклассицистическую тему фасадов включён свойственный модерну лёгкий эркер с трёхгранным остеклением, оттеняющий основательность античных мотивов. Так в 1909–1910 годы зодчий без радикальных конструктивных вмешательств преобразовал морально устаревшее здание в комфортабельный жилой дом.

В 1909–1910 годах С.Г. Гингер осуществил поэтапную реновацию обширного участка присяжного поверенного Э.П. Дубровича (Разъезжая ул., 40 / Коломенская ул., 33). На Г-образном в плане участке возвышался трёхэтажный угловой дом 1860-х годов постройки, от которого почти под прямым углом в глубину квартала отходил внутренний двор, по периметру обрамлённый малоэтажными строениями. Сначала архитектор надстроил лицевой дом двумя этажами с одновременной реконструкцией нижних этажей. При этом старые оконные, витринные и дверные проёмы остались на своих местах, сохранились даже сандрики над окнами второго этажа и угловой балкон. От устройства «тёплых балконов» (эркеров) зодчий отказался, лишь визуально объединив лопатками и пилястрами верхние ярусы. В проектном варианте довольно скучные фасады акцентированы лишь невысокими ступенчатыми аттиками. В натуре банальные аттики заменили на фигурные полуфронтоны, которые своим изломанным волнообразным контуром придали фасаду хоть какую-то динамику. При надстройке планировка подверглась лишь самому минимальному вмешательству (реконструированы дворовые лестницы, заложены некоторые проёмы).

Следующим этапом было строительство новых надворных флигелей, занявших место старой периметральной застройки дальнего двора. К новым корпусам выводил воротный проезд с Коломенской улицы, который был расширен. Миновав проезд, обитатель или гость попадал в протяжённый внутренний двор и мог с достаточного расстояния рассмотреть узкий поперечный шестиэтажный флигель, завершённый высоким фигурным щипцом с овальным вертикально поставленным окном. Центр фасадной композиции акцентирован свойственным модерну эркером с трёхгранным остеклением, стягивающим третий–пятый этажи. Межэтажные тяги эркера и полуциркульное поле над продолжающим линию эркера широким окном щедро декорированы лепниной. Пластически выразительный эркер контрастно выделяется на фоне лишённой декора стены. Местами сохранилась (или воссоздана) мелкая расстекловка верхних частей окон, что напоминает о мотивах северного модерна. Проездная арка выводит в ещё одни небольшой дворик, где находится пониженный дальний флигель, соединённый с поперечным корпусом узким крылом.


WhatsApp Image 2024-12-07 at 22.07.18 (1).jpeg

Проект надворных флигелей на участке Э.П. Дубровича. 

Поэтажные планы. 1909 г. ЦГИА СПб


WhatsApp Image 2024-12-07 at 22.07.18 (2).jpeg

Проект надворных флигелей на участке Э.П. Дубровича.

Фасад и разрез. 1909 г. ЦГИА СПб.


В марте 1911 года С.Г. Гингер взялся масштабные работы на мысовом участке генерал-лейтенанта П.П. Баранова (5-я Красноармейская ул., 12–14 / ул. Егорова, 18 / 6-я Красноармейская ул., 9–11). Ещё в 1907 году зодчий усилил конструкции находившегося здесь четырёхэтажного дома, выходившего на параллельные улицы, а также устроил на месте воротного проезда жилое помещение. Вскоре генерал прикупил соседний участок, в результате чего домовладение стало выходить на три улицы. Весной 1911 года П.П. Баранов задумал объединить участки и присоединить к существовавшему дому пятиэтажную новостройку. Старый дом при этом было решено надстроить ещё одним этажом, вровень со строившимся. В соответствии с проектом, новое здание было полностью автономно, оно было просто приставлено к старому дому, а единственный оставшийся уличный проезд старого здания заложен. Со стороны нынешней ул. Егорова (тогда Тарасов пер.) был выложен арочный проезд, на линии которого, в старом поперечном корпусе, также прорубили проезд, ведущий в дальний двор.

WhatsApp Image 2024-12-07 at 22.07.18 (3).jpeg

Доходный дом П.П. Баранова в Тарасовом пер.


Новый дом был построен, а старый надстроен и реконструирован в 1912 году. Парадным стал фасад, выходящий в Тарасов пер. Центральная часть акцентирована высокой аркой в два этажа, ведущей в глубину двора. Грандиозность арки может показаться неуместной. Ведь она выводит не в просторный внутренний двор, как нередко бывало в доходных домах эпохи модерна, а в узкий поперечный двор-коридор – наследие, оставшееся от прежней застройки. Над аркой возвышается крупномасштабный портик с треугольным фронтоном, в тимпан которого помещены круглые медальоны.

WhatsApp Image 2024-12-07 at 22.07.18 (4).jpeg

Доходный дом П.П. Баранова в Тарасовом пер. Фигуры путти


Невозможно пройти мимо огромных фигур путти (их высота 150–180 см), сосредоточенных как вокруг угловой ротонды (в проекте здесь предполагался купол с высоким шпилем), так на карнизе под высокой с переломом кровлей на другом углу здания. Скульптор П.П. Игнатьев, занимавшийся реставрацией этих отлитых из цемента фигур в 2011–2012 годах, отмечает, что разрушение к тому времени достигло таких масштабов, что исторических путти вынуждены были заменить репликами. Оттеняя богатство отделки лицевого фасада, корпуса надстроенного дома оформлены подчёркнуто нейтрально, без каких-либо декоративных деталей. Старые стены, как и стены новостройки, обработаны крупными блоками, прочерчены широкими рустованными лопатками, однако, если присмотреться, можно заметить, что окна старого и нового корпусов находятся немного на разных отметках, подчёркивая автономность корпусов.

Вскоре после завершения строительных работ архитектурный критик Г.К. Лукомский так отозвался об этом заметном здании: «Воздвигаются здания классического характера, без всякого ампирного привкуса, но со специфическим оттенком национальной трактовки классики. Например, в ротах Измайловского полка один дом выстроен в немецком классицизме, в типе построек Потсдама; он украшен высокими фронтонами, особой разбивкой ордера и установкой статуй».


WhatsApp Image 2024-12-07 at 22.07.18 (5).jpeg

Проект надстройки и расширения дома Ф.Н. Безак.Фасад. 1913 г. ЦГИА СПб


В апреле 1913 года С.Г. Гингер составил проект перестройки и надстройки до пяти этажей старого лицевого дома и строительства семиэтажного надворного флигеля на участке шталмейстера Ф.Н. Безак на Сергиевской ул. (ныне ул. Чайковского), 31. Главный фасад должен был получить образ палаццо эпохи Ренессанса. При этом окна первых двух этажей оставались прямоугольными, окна третьего яруса переделывались в сдвоенные окна (бифории), верхние этажи получали полуциркульные проёмы. Сплошная рустовка фасадной стены, маскароны, медальоны, протяжённые балконы также должны были вызывать ассоциации с Ренессансом. Зодчий задумал незначительные перепланировки, спроектировал лифт на парадной лестнице, вывел во двор трёхгранные эркеры. Однако всё это осталось на чертежах, строительные работы по неизвестной причине так и не начались, и городской ландшафт так и не обогатился этой интересной неоренессансной постройкой.