Петербургские конюшни
«Открытый город» проводит экскурсию в Императорские конюшни в Петергофе – яркий памятник «готического» стиля. Эти конюшни представляют собой крупный архитектурный комплекс, поражающий размахом и величественностью. На то они – и Императорские! Однако вспомним, что в Санкт-Петербурге лошади были не только у царской семьи, они обитали во многих домовладениях, обслуживая транспортные потребности горожан разных сословий, разного достатка. Давайте совершим небольшую прогулку по улицам и переулкам города на Неве, познакомимся с некоторыми интересными образцами петербургских конюшен.
Если мысленно перенестись в Петербург второй половины XIX – начала XX века и прогуляться по его улицам, поймаем себя на мысли, что не всегда можно определить, что на том или ином участке обитают десятки лошадей. Чаще всего конюшни находились в дальних дворах, недоступных для обзора с улицы, и разве что по лошадиному ржанию можно было определить, что где-то там, в глубине, обитают лошади.
Самыми заметными в городской застройке были конюшни, занимавшие целые участки. Такие конюшни можно сравнить с современными паркингами, также занимающими отдельные здания, а то и целые кварталы. В качестве примера целого «конюшенного комплекса» рассмотрим строительную историю сквозного петербургского участка, ныне занятого двумя многоэтажными доходными домами, а ранее составлявшего одно домовладение (современный адрес участков: 2-я Советская ул., 10 а, 10 б / 3-я Советская ул., 7, 9). К 1846 году здесь уже находились деревянные конюшни в форме каре, в том же году рядом выстроили ещё одно такое же здание. В 1876 году, когда участок принадлежал отставному полковнику А.И. Бочарскому, здесь по проекту архитектора А.И. Жоффрио был спроектирован обширный трёхэтажный каменный комплекс, нижний этаж которого предназначался под конюшни на 188 стойл, а в верхних этажах предполагалось устроить жилые помещения для служителей.
Проект застройки участка А.И. Бочарского. План первого этажа. 1876 г. ЦГИА СПб
Проект застройки участка А.И. Бочарского. Фасад. 1876 г. ЦГИА СПб
Ворота, через которые предполагалось выводить лошадей, были обращены на 2-ю Рождественскую (ныне Советскую) улицу. Сами конюшни частью располагались во флигелях внутри двора, частью выходили на уличный фронт 3-й Рождественской (Советской) улицы. По фасаду легко было понять, что в нижнем этаже располагаются конюшни: об этом говорили высоко поставленные небольшие окна, освещавшие стойла. Этот довольно масштабный проект не был осуществлён.
Высоко поставленные окна, необходимые для комфортного проживания лошадей, были непременным отличительным внешним признаком зданий, предназначенных для размещения конюшен. В рассмотренном проекте на участке А.И. Бочарского эти окна выстроились в монотонную линию. Такой художественный приём способен быстро утомить взор своим однообразием. Однако в других случаях высоко расположенные уменьшенные окна могли способствовать созданию эстетически выразительной динамичной композиции, построенной на контрастах.
Проект флигеля с конюшней на участке Я.С. Бурак и Р.Т. Лурье. Фасад. 1907 г. ЦГИА СПб
Этими качествами обладает конюшня, спроектированная в 1907 году инженером-архитектором С.Г. Гингером на участке совладельцев Я.С. Бурак и Р.Т. Лурье (Киевская ул., 12). Центральная часть одноэтажного здания акцентирована заострённой полувальмовой мансардной кровлей, выделяющейся на фоне высокой крыши. Собственно конюшня находится в левом крыле, о чём говорят высоко поставленные небольшие окна стойл. В правой части здания спроектированы служебные помещения и дворницкая, выходящая на фасад окнами обычных размеров. Контраст между крышей, высотой превосходящей само здание, разными по размерам окнами в его крыльях придаёт небольшой служебной постройке ярко выраженную визуальную динамику, свойственную архитектуре модерна. К сожалению, в итоге было решено строить это здание двухэтажным, в результате чего оно так и не приобрело проектного выразительного образа.
На контрастах построен образ служебного флигеля особняка германского подданного Э.А. Кирштена (Рижский пр., 27). И особняк, и служебный флигель были построены по проекту архитектора А.Л. Гуна в 1878–1879 годах.
Проект флигеля с конюшней на участке Э.А. Кирштена. Фасад. 1878 г. ЦГИА СПб
Утилитарный по функции служебный флигель не лишён художественной выразительности. К двухэтажному корпусу с конюшней (она выделяется высоко поставленными окнами) и жильём для персонала, завершённому высокой кровлей, примыкает одноэтажный корпус с каретным сараем и сеновалом. К основному объёму приставлена пониженная одноэтажная пристройка с трубой над ней – здесь находилась помойная яма, а труба служила для отвода дурных запахов. Перепад высот примыкающих друг к другу корпусов, разные по размерам и формам проёмы создают динамичную композицию. Украшением постройки служит и полосатая («византийская») окраска первого яруса.
«Византийскую» окраску применил в проекте конюшни на участке Санкт-Петербургского купца 2-й гильдии, личного почётного гражданина О.Л. Клейнаделя (Коломенская ул., 14) архитектор Б.И. Гиршович. Многоэтажный доходный дом с флигелями на этом участке был выстроен в 1896–1897 годах. Конюшне по центру дальнего двора в первоначальном проекте был придан довольно яркий образ.
Проект конюшни на участке О.Л. Клейнаделя. Фасад. 1896 г. ЦГИА СПб
Компактное одноэтажное здание составлено из центральной слегка выступающей части и отодвинутых в глубину боковых пристроек. Конюшня завершена крышей, по высоте почти не уступающей самому зданию. Симметричность постройки подчёркнута высокими воротами в центре и полуциркульным мансардным окном, обрамлённым рустованными пилястрами с опирающимся на них треугольным фронтоном. Стены конюшни предполагалось прорезать поставленными высоко окнами с наличниками и подоконными полочками, а также декорировать полосатой «византийской» раскраской. В реальности от этого выразительного проекта отказались, вместо этого построили по правой границе заднего двора двухэтажный конюшенный флигель совсем уж утилитарного вида.
Декоративная отделка конюшен могла быть самой разнообразной. Если обзор постройки был ограничен, она выходила в дальние дворы, отделка могла быть минимальной или вовсе отсутствовать. В других случаях, наоборот, здание конюшен служило акцентом композиции, и тогда на его отделку не скупились. Повышенное внимание уделялось облику тех конюшен, которые выходили на красную линию застройки.
Проект конюшни на участке К.А. Варгунина. Фасад. 1895 г. ЦГИА СПб
Так, в 1895 году на участке, приобретённом купцом 1-й гильдии, потомственным почётным гражданином, крупным предпринимателем и банкиром К.А. Варгуниным, архитектор А.И. фон Гоген построил здание конюшен, обращённое к уличному фронту (Гродненский пер., 9). Зодчий оформил небольшое здание в духе архитектуры раннего петербургского барокко. Боковые части акцентированы лучковыми фронтонами с лепными головами лошадей под ними. Верхний ярус прорезан круглыми окнами-иллюминаторами, нижний – поставленными высоко окнами собственно конюшен. К сожалению, до наших дней конюшни дошли в искажённом виде. Окна нижнего яруса удлинены до обычных размеров, при этом уничтожены нижние части их наличников, оформленные изначально в стилистике барокко. Также с фасада «ускакали» маскароны лошадей, сообщавшие о назначении постройки.
Проект флигеля с конюшней на участке П.М. Михайлова. План. 1907 г. ЦГИА СПб
Интересный образец служебного корпуса с конюшнями был создан в 1907 году на участке купца П.М. Михайлова (Боровая ул., 59–61), причём под крышей этого здания находились, помимо конюшен, кочегарка и баня.
Проект флигеля с конюшней на участке П.М. Михайлова. Фасад и разрез. 1907 г. ЦГИА СПб
Здание конюшен и кочегарки было выстроено из необлицованного кирпича, боковые части увенчаны высокими ступенчатыми щипцами, а центр акцентирован аттиком с треугольным фронтоном и примыкающими к нему плавно очерченными декоративными стенками. Чередование на краснокирпичном фасаде высоких дощатых дверей, высоко расположенных окон конюшен и круглых окон в щипцах придаёт композиции утилитарного здания динамичность, свойственную модерну.