Роскошь и упадок «дачи Эрнеста»

«Открытый город» постоянно расширяет список петербургских дворцов, домов, особняков, храмов, общественных зданий, с которыми могут познакомиться горожане. Некоторые из них пока находятся в запущенном состоянии, ждут руки реставратора, способной вернуть этим постройкам былой блеск. Один из таких объектов – комплекс построек на Каменноостровском проспекте, д. 58–60, известный в прежние времена как ресторан «Эрнест».

Эти владения в 1894 году были приобретены у прежних владельцев Вяземских «правоспособным французским гражданином» Эрнестом Германовичем Игелем, известным петербургским ресторатором, содержателем ресторана «Медведь» в центре города, визитной карточкой которого было чучело медведя с подносом в лапах, встречавшего посетителей у входа.

Игель, имевший опыт ресторанного бизнеса, решил и здесь, вдали от столичного центра, у самых Островов, поставить дело на широкую ногу, нацелившись получить ощутимую выгоду от приобретения усадьбы. Он занялся перестройками существовавших на участке зданий, заказал новые постройки, и вскоре, в 1898 году, ресторан «Эрнест» открыл двери первым посетителям.

Свободно раскинувшееся на участке заведение, в котором, помимо ресторана, была и небольшая гостиница «с номерами», быстро приобрело популярность среди зажиточных петербуржцев. В дачный сезон сюда заглядывали проезжающие на Острова, которые и окрестили усадьбу «станцией», или «дачей Эрнеста». Хозяин щедро потчевал промышленных и биржевых дельцов, правда, нередко в счёт своего же карточного долга. Да, Игель был игрок, и клиенты зачастую обыгрывали его…

Журналист Александр Плещеев так описывал особенности характера ресторатора: «Эрнест был большой оригинал. Покойный нефтепромышленник А.Н. Манташев любил у него обедать, но ворчал:

– Перестану к нему ездить, – говорил он.

– Почему, Александр Иванович?

– Приехал вчера, заказал обед… пить не люблю, мне вредно, но для ресторатора, чтобы не было убытка, спросил бутылку красного вина в 4 руб. Увидел Эрнест у меня на столе эту бутылку, закричал на лакеев и, несмотря на мои протесты, схватил бутылку и убежал. Принёс другую в 15 руб. Я рассердился, а он мне говорит: „Вам то вино не подходит, не могу подать его, платите 4 руб. за это“.

– И что же?

– Конечно, я уплатил 15 руб., уступок не хочу… и обед мне подал другой, заменив два блюда другими, по своему вкусу».

В 1902 году известный ресторатор скончался, и усадьба перешла в собственность бельгийского подданного Луи Филиппара, владельца гастрономического магазина. При нём усадьба была расширена двухэтажной каменной пристройкой со стороны двора. Этот корпус, очевидно, предназначался для жилья нового владельца. Особняк был поставлен довольно удобно: поодаль как от шума проспекта, так и от ресторанного звона и гомона. Интерьеры были отделаны роскошно. Большой двусветный зал распланирован и оформлен в стилистике барокко времён императрицы Елизаветы Петровны и напоминает парадные дворцовые помещения середины XVIII века в духе Ф.-Б. Растрелли.

Бельгийский предприниматель оставался владельцем участка и ресторана до самого переломного 1917 года, о чём повествуют, в частности, столичные справочные книги, рекламирующие заведение в таких объявлениях: «Филиппар Луи. Каменноостровский, 60. Ресторан».

После революции здания «пошли по рукам», но – нужно отдать должное пользователям периода социализма – в доме № 60 сохранилось убранство не только фасадов, но и значительной части интерьеров. Напротив, дом № 58 подвергся настолько основательным ремонтно-строительным преобразованиям, что от его прежнего оформления остался лишь главный фасад, и то с заметными утратами. К сожалению, в наши дни заброшенные здания никак не эксплуатируются, а необитаемые здания, как известно, быстро приходят в упадок, к тому же сохранившееся убранство планомерно расхищается... Между тем эти редкие в городской среде особняки, построенные в природном окружении, достойны сохранения. Дом №  58, имеющий регулярно-симметричную композицию – яркий пример небольшой городской усадьбы, середины XIX века, каких уже почти не осталось Петербурге. Свободно распланированная «вилла Эрнеста», с её живописно «разбросанными» постройками – характерный образец домовладения многофункционального назначения, причём сохранявшегося до недавнего времени практически без искажений.

В 2009 году научно-производственное предприятие «Фотограмметрия» провело в этих зданиях обмеры, которые могут послужить надёжной документальной базой реставрационных работ. Вот только кто станет рачительным хозяином усадьбы и когда это произойдёт?