С киркой и лопатой – на Зимний!
Зимний дворец – один из важнейших объектов «Открытого города». Эта всемирно известная резиденция российских императоров обладает богатой историей – как событийной, так и архитектурной. Давайте познакомимся с масштабными работами по приведению дворца в исторический вид, проходившими в 1920-е годы.
Зимний дворец. Современная фотография
«Богатая и ценная архитектура Зимнего дворца варварски разрушалась царями. Строились, где попало, балконы, посреди прекрасных галерей ставились казарменные стены, сооружалось бесчисленное множество печей и плит. Целые этажи были превращены в кладовые, антресоли и кухни. Наконец, весь дворец был перекрашен в тёмно-красный цвет, убивавший изумительный стиль всего здания».
Екатерина II на балконе Зимнего дворца во время переворота 1762 года
Изменения в фасадные композиции, задуманные архитектором Зимнего дворца Ф.-Б. Растрелли, стали вноситься вскоре после завершения строительства. В начале правления императрицы Екатерины II над юго-восточным (Комендантским) подъездом (обращённым на Дворцовую площадь, ближе к Миллионной улице) был надстроен выдержанный в барόчной стилистике дворца Фонарик – небольшой зал под собственной крышей, освещаемый с трёх сторон. Такой нехитрый способ трансформации открытого балкона в закрытое помещение хорошо знаком нам и сейчас. На многих петербургских улицах мы можем видеть разномастные застеклённые «лоджии», переделанные из балконов.
Зимний дворец. Открытка начала XX века
Следующим правителем, проявившим активность в деле «благоустройства» фасадов, стал Николай I, который решил продолжить начинание своей августейшей бабушки. По его распоряжению долгое время пребывавший в одиночестве екатерининский Фонарик обрёл собрата, который был надстроен симметрично над юго-западным (Октябрьским) подъездом Зимнего дворца. Аппетит приходит во время еды, и появилась идея выстроить такие же крытые балконы над другими дворцовыми подъездами. Однако государь сбавил обороты и распорядился «на балконы не делать Фонарика впредь до разрешения», которое не последовало.
Зимний дворец. Открытка начала XX века
Тем не менее, по распоряжению Николая I новые открытые балконы появились на западном фасаде дворца. Из них наиболее заметными были два, охватывающие на уровне второго и третьего этажей углы северо-западного ризалита. Эти балконы, оснащённые маркизами (навесами) и занавесами, хорошо просматривались со стороны Невы. После случившегося в 1837 году пожара Зимнего дворца все фасадные дополнения к проекту Растрелли – балконы, фонарики – были восстановлены. После пожара над северо-западным ризалитом выросла каменная гранёная Телеграфная башня, а в 1886 году рядом с ней – высокий прямоугольник Лифтовой башни, где размещалось оборудование гидравлического подъёмника.
К.А. Ухтомский. Парадный вестибюль Зимнего дворца
Кратко рассказать о перепланировках интерьеров Зимнего дворца невозможно – их было более чем достаточно за дореволюционную историю здания. Одно из самых заметных в этом ряду – разделение величественной сводчатой Растреллиевской галереи первого этажа на два яруса. Местами переделки превращали трёхэтажное здание в шестиэтажное. С окраской фасадных стен также экспериментировали часто, и к 1917 году они были сплошь выкрашены в кирпично-красный цвет, без выделения лепных деталей.
Газета рассказывала о завершающем этапе реставрационных работ, но подготовка к ним началась сразу после Гражданской войны. Поначалу за недостатком средств ограничивались предупредительными мерами против разрушений: ремонтами крыш, поддержанию отопительной и водопроводной систем, электросети. В исключительно снежную зиму 1923–1924 годов пришлось восстанавливать повреждённые стропильные конструкции.
«Всё варварство перестроек и надстроек стало видно только теперь, когда рабочие, под руководством лучших ленинградских архитекторов-реставраторов, стали расчищать дорогу настоящему дворцу – Дворцу Искусств»
Пресса постоянно рассказывала горожанам об этапах ремонтных и реставрационных работ в Зимнем дворце. 11 мая 1925 года «Новая вечерняя газета» сообщила, что Совнарком (правительство СССР) рассматривает вопрос об отпуске необходимых кредитов на капитальный ремонт зданий Эрмитажа в целом и Зимнего дворца в частности, «находящихся в угрожающем положении». В ноябре того же года читатели «Новой вечерней газеты» узнали, что в Зимнем дворце завершился ремонт крыш, а бездействовавшее в течение шести лет отопление дворца восстановлено на 50 %. Тогда же была утверждена смета на ремонт лепных украшений и окраску дворца. Эти работы должны были играть и важную социальную роль: к ним предполагалось привлечь «свыше 350 безработных женщин и подростков».
Работы по освобождению дворца от позднейших наслоений заняли более двух лет. За это время были удалены всевозможные пристройки, снесены перегородки, демонтированы устаревшие лифты (Лифтовую башню разобрали несколько позже) и другое ненужное оборудование. В августе 1927 года «Ленинградская правда» сообщала о ходе работ:
«Вместо тёмных грязных кладовых уже сейчас глазам открываются прекрасные колонны, галереи, огромные, освобождённые от нагромождений залы с чудесной комбинацией дневного освещения»
Зимний дворец. Современная фотография
С фасада убирали Фонарики и позднейшие балконы. Первыми на реставрацию были поставлены фасады со стороны Дворцовой площади (тогда пл. Урицкого) и Адмиралтейства. «Ленинградская правда» была полна оптимизма: «При расчистке лепок от грубой штукатурки дворец приобретает иной вид. Обнаруживаются интересные детали архитектуры». Отмечалось, что здесь «работают лучшие ленинградские лепщики», которые «бережно очищают первоначальную архитектуру, обнажают её, замазанную цементом и глиною», выявляют и отшлифовывают «мельчайшие кусочки». Словом, возвращают «причудливый узор фантазии великого Растрелли».
В 1927 году стены отреставрированного дворца окрасили «в один из первоначальных исторических цветов» – фисташковый, стволы колонн выбелили, а декоративные детали вычернили. Через три года окраску стен сменили на коричнево-серую, в 1934 году – на оранжевую. Современная окраска впервые появилась в 1946 году: на сочном светло-зеленом фоне стен хорошо читаются белоснежные колонны и лепные украшения, окрашенные под тёмную бронзу.