Большой Гостиный Двор
Большой Гостиный Двор
Большой Гостиный Двор
Большой Гостиный Двор Большой Гостиный Двор Большой Гостиный Двор

Большой Гостиный Двор

Адрес Большой Гостиный Двор Невский пр., д. 35; Садовая ул., 17; ул. Ломоносова, 4; Перинная линия
Годы постройки: 1757 г. (проект), 1761–1785 гг., 1886–1887 гг., 1946–1948 гг.
Архитекторы: Ф.-Б. Растрелли, Ж.-Б. Валлен-Деламот, Альб.Н. Бенуа, О.Л. Лялин

Квартал, который сейчас занимает Большой Гостиный двор, был застроен деревянными торговыми рядами и галереями уже в середине 1730-х годов, в правление императрицы Анны Иоанновны. В 1757 году архитектор Ф.-Б. Растрелли создал проект презентабельного каменного торгового здания – двухэтажного со стороны проспекта, одноэтажного по другим магистралям квартального четырёхугольника. На Невский проспект должна была выходить двухъярусная аркада, в центре которой была спроектирована башня, увенчанная лёгким куполом. Стены предполагалось украсить пышно, в духе барокко – пучками колонн, статуями, вазами, лепниной. Купцы, которым предстояло оплатить строительство, резонно не пожелали тратить деньги на торговые ряды дворцового вида. Однако Сенат определил «принудить» их к тратам, а до получения их согласия постановил «содержать их под караулом». Между тем дело затянулось, и строительство стартовало лишь в 1761 году, но по проекту другого зодчего, Ж.-Б. Валлен-Деламота.

Валлен-Деламот сохранил общую планировку своего предшественника, но декорировал здание в более приемлемом для прижимистых купцов духе – в соответствии с принципами нарождавшегося классицизма. Грандиозное по протяжённости здание, по периметру протянувшееся более чем на километр, снаружи опоясано бесконечными двухъярусными открытыми галереями. Монотонный ритм арок и пилястр выявляет однородную планировку, и лишь скруглённые углы с парными колоннами образуют мощные пластические акценты. Центр главного фасада по Невскому проспекту выделен четырёхколонным портиком. В 1886–1887 годах архитектор Альб.Н. Бенуа обогатил отделку главного фасада лепными украшениями и скульптурами.

Сильно пострадавшее в годы Великой Отечественной войны здание было в первые мирные годы восстановлено по проекту архитектора О.Л. Лялина, при этом была воспроизведена отделка в стиле раннего классицизма, созданная Ж.-Б. Валлен-Деламотом. В результате внутренней реконструкции 1955–1967 годов изолированные прежде магазины были превращены в сквозную анфиладу.

Сейчас ОАО «Большой Гостиный Двор» остаётся крупнейшим универсальным магазином Петербурга, а также является партнёром проекта «Открытый город» и площадкой для Лектория Проекта.

 Анфилада (от франц. "по нитке")  – ряд помещений, расположенных вдоль одной оси. Дверные проёмы анфилады позволяют просматривать её насквозь.    

 Пилястра – плоский вертикальный выступ на поверхности стены, заменяющий колонну.    

 Аркада  – ряд одинаковых арок.      


Ближайшие события

События не найдены.

Прошедшие события

События не найдены.