Корабль нашел свой фарватер. Силовая станция «Красное знамя» обрела второе дыхание

25.04.2019

Вчера экскурсанты нашего проекта побывали на экскурсии по территории Силовой станции фабрики «Красное Знамя».

Трикотажная фабрика «Красное знамя» - единственное крупное произведение на территории России всемирно известного архитектора Эриха Мендельсона. Силовая станция (ТЭЦ) – стала одним из символов советской индустриализации. Задумка ее строительства появилась в 1925 году, когда трест текстильного производства заказал Мендельсону проект комплекса трикотажной фабрики. Архитектор представил несколько вариантов, и в мае 1926 был принят окончательный проект.

Силовая станция фабрики «Красное Знамя», хотя и имела чисто утилитарное значение: здесь находились котлы с топливом, дававшие энергию фабрике, благодаря необычному силуэту и продуманности конструктивных решений, стала одним из символов индустриальной архитектуры.

Сам Мендельсон, кстати, потом отрекся от авторства проекта. По его мнению, в ходе строительства фабрики была изменена его первоначальная концепция. Единственное, что соответствовало авторскому замыслу архитектора – Силовая станция. Ее силуэт напоминает корабль, который по задумке Мендельсона как бы ведет за собой все производство.

До недавнего времени этот памятник истории и культуры находился в аварийном состоянии и был объектом пристального внимания градозащитников. Внутри и на крыше здания росли деревья, отсутствовали стекла, световые фонари были заложены, а над ними появился дополнительный этаж.

 В 2017-2018 годах ГК «Балтийская коммерция» провела работы по реставрации Силовой станции (ТЭЦ) фабрики. Вчера нашим экскурсантам представилась возможность увидеть, как изменилось здание.

Участники экскурсии, кажется, не ожидали, насколько эстетичным и масштабным может быть казалось, бы такой утилитарный объект, как котельная. Масштабный объем здания, игра света, форм и фактур: кирпича, бетона и стекла, создало удивительно гармоничное и законченное пространство.

Экскурсанты смогли оценить итоги проведенной реконструкции. Увидели, как была восстановлена кирпичная кладка, где использовался аутентичный кирпич и проложены швы по технологии начала 20 века. Полюбовались восстановленными световыми фонарями.  В здании сохранились все семь исторических бункеров для подачи угля к котлам. Поднялись выше, чтобы увидеть, где находился транспортер с углем. Полюбовались на фундаментальную металлическую кран-балку, изготовленную в Германии и установленную здесь еще в 1927 году. Поднялись на уровень палубы этого импровизированного корабля и полюбовались открывающимся отсюда видом. «Как на Титанике», - не сдержала эмоций одна из экскурсанток. Но этот корабль, к счастью, смог преодолеть возникшие на его пути препятствия и продолжает свой путь.